Говорим о русском языке и лингвистике. Почему мы ссоримся из-за слов? Не пора ли спасать русский язык? Какой будет наша речь через пять-десять лет? Ведущие — научный руководитель «Грамоты.ру», научный сотрудник Института русского языка РАН Владимир Пахомов и журналист Александр Садиков.
Этот подкаст раньше выходил на «Медузе», а теперь его выпускает студия «Техника речи»
Четвертый сезон подкаста — о русском языке в школе (и о том, что с ним не так). Во втором эпизоде Владимир Пахомов и Александр Садиков обсуждают части речи. Почему одно и то же слово может быть и существительным, и наречием? Сколько в языке частей речи и почему
Этот подкаст раньше выходил на «Медузе», а теперь его выпускает студия «Техника речи»
Четвертый сезон подкаста — о русском языке в школе (и о том, что с ним не так). Во втором эпизоде Владимир Пахомов и Александр Садиков обсуждают части речи. Почему одно и то же слово может быть и существительным, и наречием? Сколько в языке частей речи и почему на этот вопрос лингвисты не могут ответить однозначно? Что такое категория состояния и почему в школе о ней обычно умалчивают? И зачем вообще в этом разбираться?
В выпуске:
Частей речи может быть восемь, десять, пятнадцать и даже двадцать: откуда такой разброс? Чем академическая классификация отличается от школьной? А причастие и деепричастие — это самостоятельные части речи или формы глагола?
Лингвисты обнаружили новый союз в смысле: как появляются новые части речи?
«В лесу раздавалось звонкое ку-ку» и «ку-ку, кто там?»: как одно и то же слово может переходить из одной части речи в другую? И как определить, что́ перед нами — существительное, междометие или, возможно, прилагательное?
Как понимание частей речи помогает грамотно писать? Например, склонять фамилии: почему в творительном падеже правильно «Чарли Чаплином», но «Всеволодом Чаплиным»?
Откуда взялся инфинитив: правда ли, что неопределенная форма глагола на самом деле раньше была существительным?